Вы здесь

Общие положения

В соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (ред. от 20.04.2015) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Управление Минюста России по Забайкальскому краю: - принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории республики, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) при их создании, а также решения о регистрации изменений в учредительные документы (уставы), о регистрации ликвидации, реорганизации, о внесении изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы (в сведения об адресе, о лице, имеющем право действовать без доверенности и т.д.); - выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); - организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории республики, проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем; - ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории республики, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в крае; -представляет судебным, правоохранительным органам, иным уполномоченным органам по их запросам сведения о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций; -осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами по вопросам в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Управление Минюста России по Забайкальскому краю (далее – Управление) исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории республики, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Государственная функция исполняется согласно порядку, установленному Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456.

 

Предмет государственного контроля (надзора)

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций,  осуществляемого Управлением, является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение региональными отделениями политических партий и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

4) соблюдение религиозными организациями устава относительно целей и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

 

Административные процедуры при исполнении

государственной функции

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

-проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

-анализ отчетов некоммерческих организаций;

-участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

 

Сроки исполнения государственной функции

Исполнение государственной функции осуществляется непрерывно.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года, а в отношении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - не чаще чем один раз в год.

Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз на основании мотивированных предложений специалиста (специалистов), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен Министром юстиции Российской Федерации либо заместителем Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальником территориального органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Руководитель некоммерческой организации информируется о продлении срока проверки в письменной форме, а также посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты, не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего распоряжения Минюста России (территориального органа).

Срок рассмотрения отчета некоммерческой организации не может превышать один месяц с даты поступления отчета некоммерческой организации в центральный аппарат (территориальный орган).

Общий срок проведения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций не устанавливается.

Проведение проверок

Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

принятие решения о проведении проверки;

подготовка к проверке;

проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации);

подготовка акта проверки, ознакомление с ним некоммерческой организации;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

Критериями для принятия решения о проведении проверки являются:

утверждение ежегодного плана проверок;

истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом или его территориальным органом;

поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона "О политических партиях", пунктом 13 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Обращения в центральный аппарат (территориальный орган), не позволяющие установить их авторов, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановой является проверка, включенная в ежегодный план, утверждаемый приказом Минюста России (территориального органа) (далее - План).

Основанием для включения некоммерческой организации в план является истечение трех лет со дня государственной регистрации некоммерческой организации или дня окончания проведения ее последней плановой проверки. Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

В Плане, подготовленном в соответствии с постановлением Правительства "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указываются следующие сведения:

наименования некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

цель и основание проведения каждой плановой проверки;

дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

наименование органа контроля, осуществляющего конкретную плановую проверку.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, центральный аппарат (территориальные органы) направляет проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры по форме, утвержденной постановлением Правительства "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Центральный аппарат (территориальные органы) рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок.

Внесение изменений в ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности некоммерческой организации в связи с прекращением деятельности некоммерческой организации путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в десятидневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте в сети Интернет и информационных стендах в доступных для ознакомления местах.

Проверка, не включенная в план, предусмотренный пунктом 29 Административного регламента, является внеплановой.

Внеплановая проверка проводится по конкретному факту, явившемуся основанием для внеплановой проверки.

Внеплановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся по основаниям, указанным в пункте 4.2 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и с учетом положений пунктов 4.3 и 4.4 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

При наличии критериев, предусмотренных пунктом 28 Административного регламента, специалист, уполномоченный на проведение проверки, изучает (анализирует) имеющиеся в центральном аппарате (территориальном органе) документы, относящиеся к деятельности некоммерческой организации, в том числе отчеты, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении выявленных нарушений, иные документы, в целях определения необходимости проведения выездной или документарной проверки (при проведении внеплановой проверки).

На основе указанных документов специалист формирует предварительные выводы о:

соблюдении некоммерческой организацией сроков представления отчетов и иных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

принятии некоммерческой организацией мер по устранению ранее выявленных нарушений.

По итогам анализа специалист готовит проект распоряжения Минюста России (территориального органа) о проведении проверки. Типовая форма распоряжения о проведении проверки установлена приказом Минэкономразвития России "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В тексте проекта распоряжения Минюста России содержатся:

наименование органа государственного контроля;

фамилия, имя, отчество и должность специалиста (специалистов), уполномоченного на проведение проверки (с обязательным определением председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование некоммерческой организации;

цели, задачи, предмет проведения проверки;

правовые основания проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или документарная);

место проведения проверки (при выездной проверке);

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень документов, представление которых некоммерческой организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

ссылка на Административный регламент.

Замена специалиста (комиссии), уполномоченного на проведение проверки, срока окончания ее проведения, вида проверки с документарной на выездную и с выездной на документарную оформляется распоряжением Минюста России (территориального органа) о внесении изменений в распоряжение Минюста России (территориального органа) о проведении проверки.

Проект распоряжения Минюста России (территориального органа) должен быть завизирован руководителем соответствующего структурного подразделения центрального аппарата (территориального органа) и заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций (заместителем начальника территориального органа), курирующим соответствующее направление.

Согласованный проект распоряжения о проведении проверки представляется на подпись Министру юстиции Российской Федерации либо заместителю Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальнику территориального органа).

Министр юстиции Российской Федерации либо заместитель Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальник территориального органа), подписывает распоряжение Минюста России (территориального органа).

При несогласии Министра юстиции Российской Федерации либо заместителя Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальника территориального органа), с проектом распоряжения он возвращается специалисту на доработку с указанием конкретных причин.

Устранение причин возврата проекта распоряжения, его повторное направление на подпись производятся в сроки, исключающие возможность нарушения сроков издания распоряжений о проведении проверки.

Подписанное распоряжение Минюста России (территориального органа) передается на регистрацию в отдел документационного обеспечения (соответствующее структурное подразделение территориального органа), который в течение одного рабочего дня направляет копию распоряжения Минюста России (территориального органа) в Департамент по делам некоммерческих организаций (соответствующее структурное подразделение территориального органа).

Распоряжение о проведении проверки некоммерческой организации должно быть издано не менее чем за три рабочих дня до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за двадцать четыре часа).

Основанием для начала подготовки к проверке является распоряжение о проведении проверки.

Специалист на основе имеющихся в центральном аппарате (территориальном органе) документов, касающихся деятельности проверяемой некоммерческой организации:

уточняет вопросы, подлежащие проверке;

готовит и обеспечивает направление запросов в органы государственной статистики, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иные органы государственного надзора и контроля о получении информации о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", а также в иные организации и учреждения, располагающие информацией о деятельности проверяемой некоммерческой организации.

Специалист оформляет уведомление о проведении проверки (далее - уведомление).

В уведомлении указывается срок предоставления некоммерческой организацией документов, необходимых для проведения проверки с учетом части 5 статьи 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Уведомление может содержать указание о совершении следующих действий по обеспечению проверки:

подготовка документов (информации) по вопросам проверки, направление документов в центральный аппарат (территориальный орган);

организационные мероприятия, в том числе выделение отдельного служебного помещения для проверяющих (при наличии возможности).

Специалист передает подготовленный проект уведомления на подпись директору Департамента по делам некоммерческих организаций (начальнику (заместителю начальника) территориального органа).

Подписанное уведомление направляется некоммерческой организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении не позднее чем за три рабочих дня до даты начала проверки (в случае проведения внеплановой проверки - не менее чем за двадцать четыре часа), а также дублируется посредством факсимильной связи и электронной почты в те же сроки.

С уведомлением направляется заверенная печатью центрального аппарата (территориального органа) копия распоряжения о проведении проверки.

Внеплановая проверка по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 28 Административного регламента, может быть проведена центральным аппаратом (территориальным органом) незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)".

Предварительное уведомление некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в абзаце пятом пункта 28 Административного регламента, не допускается.

Предварительное уведомление некоммерческой организации о проведении внеплановой проверки в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма не допускается.

Типовая форма заявления о согласовании центральным аппаратом (территориальным органом) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки некоммерческой организации устанавливается приказом Минэкономразвития России "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - выездные проверки);

без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - документарные проверки).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в центральный аппарат (территориальный орган) документах.

В иных случаях проводятся документарные проверки.

По результатам проверки центральный аппарат (территориальные органы) составляют акт проверки. Основанием для составления акта проверки является ее завершение в установленный срок.

Акт проверки оформляется в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Специалист (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельным специалистом (членами комиссии) в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

В случае несогласия специалиста (члена комиссии) с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме особое мнение, которое прилагается к акту проверки. Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки. В таком случае в акте проверки делается отметка о наличии особого мнения специалиста (члена комиссии).

К акту проверки прилагаются документы или их копии, связанные с проверкой, объяснения руководителя и работников некоммерческой организации, на которых возлагается ответственность за установленные нарушения.

К экземпляру акта проверки, направляемому (вручаемому) некоммерческой организации, прилагаются копии документов, полученных от органов государственной власти, иных организаций, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения (за исключением документов ограниченного распространения).

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю некоммерческой организации, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя некоммерческой организации, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в номенклатурном деле центрального аппарата (территориального органа).

Некоммерческая организация, проверка которой проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с вынесенным предупреждением (представлением) об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в центральный аппарат (территориальный орган) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предупреждения (представления) об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом некоммерческая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в центральный аппарат (территориальный орган).

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при проведении проверки специалист готовит предложения в виде служебной записки на имя заместителя Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальника территориального органа), о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Анализ отчетов некоммерческих организаций

Последовательность административных действий при осуществлении анализа отчетов, представляемых некоммерческими организациями, филиалами и представительствами международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", Федеральным законом "Об общественных объединениях", Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", постановлением Правительства "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", приказом Минюста России "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", приказом Минюста России "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", приказом Минюста России "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" включает в себя:

прием отчетов территориальным органом;

рассмотрение и анализ отчетов специалистами;

принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Основанием (критерием) для начала исполнения административной процедуры по осуществлению анализа отчета некоммерческой организации, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций является получение территориальным органом соответствующего отчета или истечение установленного законодательством Российской Федерации срока предоставления отчетов.

Некоммерческие организации имеют право представить отчеты в территориальные органы непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты территориальных органов в сети Интернет в порядке, предусмотренном приказом Минюста России "О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций" (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет).

Направление отчетов электронной почтой допускается при наличии возможности подтверждения электронной цифровой подписи уполномоченного лица некоммерческой организации.

Документы, представленные лично и направленные в территориальный орган почтовым отправлением, с использованием средств электронной связи, регистрируются в структурном подразделении территориального органа, ответственном за ведение делопроизводства, и направляются в Департамент по делам некоммерческих организаций (структурное подразделение территориального органа, осуществляющее контроль за деятельностью некоммерческих организаций), где передаются специалисту, ответственному за рассмотрение отчетов.

Территориальный орган не вправе отказать в принятии отчетов и в случае их непосредственного представления выдает расписку с отметкой об их получении. В случае поступления отчетов в виде почтового отправления с описью вложения центральный аппарат (территориальный орган) направляет расписку с отметкой об их получении по почте.

Предоставление отчетов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, осуществляется в соответствии с приказом Минюста России "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

Специалист при получении отчета:

проверяет правильность оформления отчета;

проверяет полномочия лиц, подписавших отчет;

анализирует его содержание.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при рассмотрении отчетов специалист готовит служебную записку на имя начальника территориального органа, о принятии мер по результатам контроля в порядке, предусмотренном пунктами 77 - 80 Административного регламента. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 28 Административного регламента, специалист вносит мотивированное предложение начальнику (заместителю начальника) территориального органа о включении некоммерческой организации в ежегодный план проверок на следующий календарный год.

По истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Участие в мероприятиях некоммерческих организаций

Последовательность административных действий при участии должностных лиц Управления в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями (далее мероприятие), включает в себя:

-получение информации о проведении мероприятия и принятие решения об участии в нем;

-посещение мероприятия;

-оформление итогов посещения мероприятия;

-принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.

Основанием (критерием) для начала исполнения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций является получение Управлением сообщения (информации) о проведении мероприятия от некоммерческих организаций, органов государственной власти или из средств массовой информации.

Специалист готовит служебную записку с указанием наименования некоммерческой организации, а также цели, даты и места проведения мероприятия и направляет ее начальнику (заместителю начальника) Управления

В случае согласия со служебной запиской специалист информирует некоммерческую организацию о своем участии посредством телефонной или факсимильной связи, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по электронной почте.

По итогам посещения мероприятия специалист готовит соответствующую справку, в которой указываются:

-дата и место составления справки;

-фамилия, имя, отчество, должность специалиста, направляемого для участия в мероприятии;

-наименование некоммерческой организации;

-наименование и цель мероприятия;

-дата и место проведения мероприятия;

-выявленные при участии в мероприятии нарушения требований законодательства Российской Федерации (при их наличии);

-подпись специалиста, направляемого для участия в мероприятии.

Общий срок проведения административной процедуры по участию в мероприятиях некоммерческих организаций не устанавливается.

В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при участии в мероприятии специалист готовит предложения в виде служебной записки о принятии мер по результатам контроля в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Принятие по результатам контроля мер, предусмотренных

законодательством Российской Федерации

По результатам контроля Управлением в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры:

-вынесение предупреждения (внесение представления);

-приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

-возбуждение дела об административном правонарушении;

направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

-направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц;

- направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).

Вынесение предупреждения (внесение представления)

Согласно статье 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для вынесения предупреждения руководящему органу общественного объединения является выявление нарушения Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения действий, противоречащих уставным целям.

Согласно подпункту 5 пункта 5, пункту 6 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основанием для вынесения предупреждения некоммерческой организации, в том числе руководителю филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, является выявление нарушений законодательства Российской Федерации или совершение действий, противоречащих заявленным или предусмотренным в учредительных документах целям и задачам.

Согласно статье 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для внесения представления в руководящий орган общественного объединения является нарушение им Конституции [3] Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершение действий, противоречащих уставным целям.

 После получения документов об устранении нарушений, указанных в предписании (предупреждении, представлении), специалист рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений (нарушения):

1. Возбуждает дело об административном правонарушении;

2. Вносит начальнику Управления, предложение принять решение:

-о вынесении повторного предупреждения;

-о подготовке документов для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации или ликвидации некоммерческой организации;

-о необходимости проведения внеплановой проверки;

-о продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от некоммерческой организации информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения.

 Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства некоммерческой организации с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждении принятых к устранению конкретных мер. О продлении сроков для устранения нарушений некоммерческая организация информируется в письменной форме.

Приостановление деятельности общественных объединений

и религиозных организаций

Согласно статье 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" основанием для приостановления деятельности общественного объединения может являться неустранение им в установленные сроки нарушений, указанных в представлении.

Согласно статье 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" деятельность религиозного объединения может быть приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

Согласно статье 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" основанием для приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации является одновременное наличие двух условий:

-осуществление общественным объединением или религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда;

-обращение Управления в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения или религиозной организации либо запрете деятельности.

 

Возбуждение дела об административном правонарушении

Специалист, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляет протокол об административном правонарушении в отношении некоммерческой организации, в том числе структурного подразделения международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Действие совершается немедленно при выявлении признаков состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 и абзацем вторым и третьим части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специалисты уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.26, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.5-2, 19.26 и частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Специалисты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с приказом Минюста России "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях". 

Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления.

 

Направление в суд заявления о приостановлении деятельности

общественных объединений и религиозных организаций или ликвидации некоммерческой организации

Управление по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о:

-приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 3 статьи 39, статьями 41 и 42 Федерального закона "О политических партиях";

-признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях";

-признании религиозной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации в случае выявления в результате осуществления контроля обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях";

-ликвидации благотворительной организации в случае неоднократного вынесения ей предупреждения в письменной форме (статья 20 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях");

-ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством.

 

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и

действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц

 Некоммерческие организации имеют право на обжалование действий и (или) бездействия должностных лиц Управления в досудебном и судебном порядке.

Некоммерческие организации вправе письменно обжаловать действия или бездействие должностных лиц территориальных органов в Департамент по делам некоммерческих организаций, Департамента по делам некоммерческих организаций - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

Некоммерческая организация вправе обратиться с жалобой на личном приеме или по почте, электронной почте.

 Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации обращения, принятого на личном приеме или поступившего по почте, электронной почте.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив некоммерческую организацию о продлении срока рассмотрения.

 Некоммерческая организация в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего должностного лица, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации жалобы, излагает суть жалобы, также ставится личная подпись жалобщика и дата.

Дополнительно в жалобе могут быть указаны:

должность, фамилия, имя и отчество должностного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;

обстоятельства, на которых некоммерческая организация основывает нарушение своих прав и законных интересов;

иные сведения, которые некоммерческая организация считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов некоммерческая организация прилагает к жалобе документы либо их копии.

По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом центрального аппарата (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований некоммерческой организации либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется некоммерческой организации.

Если в жалобе содержится вопрос, на который некоммерческой организации многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью, начальник территориального органа, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с некоммерческой организацией по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые обращения направлялись в центральный аппарат или в один и тот же территориальный орган, или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется некоммерческая организация, направившая обращение.

Некоммерческие организации вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц центрального аппарата (территориального органа) в судебном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Некоммерческие организации могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии должностных лиц центрального аппарата (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет, на интернет-сайты и по электронной почте.

 

Особенности обжалования в центральный аппарат предупреждения,

вынесенного некоммерческой организации

Право обжалования вынесенного предупреждения в вышестоящий орган установлено федеральными законами "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях".

 Согласно подпункту 30.31 пункта 7, подпункту 15.6 пункта 12 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", центральный аппарат, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, принимает решения по жалобам на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом; Министр юстиции Российской Федерации обязывает территориальный орган отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации.

Основанием (критерием) для рассмотрения центральным аппаратом указанного в пункте 107 Административного регламента вопроса является поступление жалобы некоммерческой организации.

 Жалоба должна содержать:

-наименование автора жалобы и адрес его места нахождения;

-описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба автора жалобы;

-обстоятельства, на которых автор основывает свою просьбу, и информацию, подтверждающую эти обстоятельства;

-сведения о том, направлялось ли в связи с обжалуемым действием (бездействием) заявление в суд;

-перечень прилагаемых к жалобе документов.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, адреса электронной почты автора жалобы, иные сведения, имеющие, по его мнению, значение для рассмотрения жалобы.

К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, в случае обращения лица, сведения о котором не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, как о лице, действующем от имени некоммерческой организации без доверенности.

К жалобе также могут прилагаться:

копии документов, представленных в территориальный орган, которые упоминаются в предупреждении;

копия предупреждения, вынесенного территориальным органом;

иные документы, которые, по мнению автора, являются существенными для рассмотрения его жалобы.

Жалобы, не соответствующие по содержанию требованиям, предусмотренным абзацами первым-шестым пункта 117 Административного регламента, а также к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия автора жалобы действовать от имени некоммерческой организации, остаются без рассмотрения, о чем автор жалобы уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право автора жалобы при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено в течение семи дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством факсимильной связи или электронной почты, либо информация, содержащаяся в письме, сообщается посредством телефонной связи (при наличии данных сведений в жалобе).

Департамент по делам некоммерческих организаций на основании поступившей жалобы:

-направляет начальнику территориального органа запрос о представлении объяснений по существу обстоятельств, изложенных в жалобе, а также документов (их копий), на основании которых вынесено предупреждение;

-на основании полученных от автора жалобы и территориального органа документов изучает обстоятельства, приведшие к вынесению предупреждения;

-при необходимости запрашивает дополнительную информацию (документы) в территориальном органе, а также у автора жалобы;

направляет в соответствующий суд запрос о подтверждении факта подачи некоммерческой организацией заявления об обжаловании предупреждения (при поступлении такой информации в Департамент по делам некоммерческих организаций);

-в случае удовлетворения жалобы готовит проект распоряжения Минюста России, в котором обязывает территориальный орган отозвать вынесенное им предупреждение, противоречащее федеральному законодательству.

В тексте распоряжения Минюста России об обязывании территориального органа отозвать вынесенное им предупреждение указываются:

1) основания его издания:

-нормы федерального закона, определяющие полномочия Минюста России по изданию распоряжения;

-наименование автора жалобы;

-просьба, содержащаяся в жалобе;

2) фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения жалобы, а также нормы федерального законодательства, которые были нарушены территориальным органом при вынесении предупреждения;

3) решение, принятое по итогам рассмотрения жалобы.

Заверенная в установленном порядке копия распоряжения Минюста России направляется в территориальный орган.

Рассмотрение жалобы осуществляется в течение тридцати календарных дней со дня ее регистрации.

При необходимости запроса дополнительной информации, указанной в пункте 118 Административного регламента, срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней с уведомлением об этом заявителя.

Жалоба не подлежит удовлетворению если:

-отсутствуют основания для признания вынесенного предупреждения противоречащим федеральному законодательству;

-ранее автор жалобы обжаловал предупреждение в суд.

При издании распоряжения Минюста России об отзыве вынесенного территориальным органом предупреждения территориальный орган в течение тридцати календарных дней с даты его получения обязан доложить о его исполнении Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю.

О принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, заявитель уведомляется в письменной форме в сроки, установленные пунктом 121 Административного регламента, с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения Минюста России (если оно было издано).

09 мая 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).